"УТВЕРЖДАЮ"
Ректор Самаркандского государственного
медицинского университета, профессор
_____________ Ризаев Ж.А.
«___»_________ 2024 г.
Самаркандский государственный медицинский университет
ЭТИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
Настоящий Кодекс находится в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», концепцией развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, решением Президента Республики Узбекистан о дополнительных мерах по обеспечению академической и организационно-управленческой независимости государственных высших учебных заведений, а также другие законы и нормативные документы. Принципы и нормы профессиональной этики Самаркандского государственного медицинского университета (высшее учебное заведение), профессоров и других работников (технические работники, ассистенты), магистрантов, докторантов ( сотрудники, студенты и докторанты)., регулируют отношения, связанные с основными правилами учебного процесса и поведения на службе.
Статья 2. Цели и задачи кодекса поведения
Цели Кодекса поведения:
- формирование культуры сотрудников, студентов и докторантов, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях;
- формировать и совершенствовать концепцию этикета в образовательных учреждениях;
- воспитание сотрудников, студентов и докторантов в духе уважения к высшему учебному заведению и его ценностям;
- Он заключается в установлении требований к одежде, внешнему виду и поведению в образовательном учреждении.
- Задачами кодекса поведения являются:
- Осуществление профилактических мер, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений среди сотрудников, студентов и докторантов высшего учебного заведения;
- Предотвращение участия или пропаганда неподобающего поведения, такого как насилие, жестокость и непристойность, в высшем учебном заведении;
- предотвращение различных негативных пороков, идей и взглядов, чуждых нашему национальному менталитету, влияния экстремизма, сепаратизма, фундаментализма и их пропаганды в “массовую культуру”;
- выявлять и устранять причины и условия такого неадекватного поведения;
- выявлять и устранять причины и условия такого неадекватного поведения;
- воспитание в духе строгого соблюдения Конституции, законов и других нормативных правовых документов Республики Узбекистан путем формирования высокого правосознания у сотрудников, студентов и докторантов;
- формирование и совершенствование способности сотрудников, студентов и докторантов всегда уважать и защищать права, свободы и интересы граждан;
- формирование патриотизма, высоких духовно-нравственных качеств у сотрудников, студентов и докторантов и воспитание их в духе уважения к нашим национальным ценностям;
- формирование и развитие здоровой социально-психологической среды в высшем учебном заведении;
- создание условий для формирования культуры внешнего вида у сотрудников, студентов и докторантов;
- сохранение и дальнейшее повышение авторитета и престижа высшего учебного заведения в жизни государства и общества, а также в системе образования.
Статья 3. Область применения Кодекса
Настоящий Кодекс распространяется на всех работников, студентов и докторантов высшего учебного заведения.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ КОДЕКСА
Статья 4. Основные принципы поведения сотрудников, студентов и докторантов высшего учебного заведения
В основе настоящего Кодекса лежат принципы законности, приоритета прав, свобод и законных интересов граждан, патриотизма, верности долгу службы и воспитания, справедливости, честности и беспристрастности, оперативности и экономичности.
Статья 5. Принцип законности
Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения строго соблюдают законодательство Республики Узбекистан, выполняют свои служебные и учебные обязанности в соответствии с должностными инструкциями, трудовыми договорами, положениями настоящего Кодекса, косающееся внутренние правила предприятия высшего учебного заведения и другие нормативные документы, связанные с образованием.
Статья 6. Права, свободы и принцип приоритета интересов граждан
Права, свободы и законные интересы граждан являются высшей ценностью высшего учебного заведения. Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения не допускают нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а в случае таких нарушений способствуют их восстановлению.
Статья 7. Принцип долга приверженности патриотизму, службе истремлению учиться
Сотрудники, студенты и докторанты вуза осуществляют свою учебную и служебную деятельность на основе духовно-нравственных ценностей, верности Родине, долгу службы и учебы, выражая запрос общества и доверие к вузу. Сотрудники, студенты и докторанты выполняют свои учебные и служебные обязанности взаимно доброжелательно, независимо от их интересов и мировоззренческих взглядов.
Статья 8. Принцип справедливости, честности и беспристрастности
Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения обязаны быть справедливыми, честными и беспристрастными при осуществлении своей служебной и учебной деятельности, а также относиться ко всем юридическим и физическим лицам, обращающимся в высшее учебное заведение, его сайты и социальные сети, основанные на требованиях этого принципа.
Статья 9. Принцип эффективности и экономичности
- Сотрудники, студенты и докторанты вуза постоянно повышают эффективность своей работы за счет внедрения инновационных технологий и другими способами.
- Сотрудники, студенты и докторанты вуза, в свою очередь, ответственно и бережно относятся к имуществу вуза, своему времени и времени других людей.
ГЛАВА 3. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
Статья 10. Предотвратить коррупцию во всех ее формах и проявлениях
- Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения не приемлют никаких форм и проявлений коррупции и принимают правовые меры в знак солидарности против ее проявления каким-либо образом.
- Сотрудники, студенты и докторанты обязаны бороться с коррупцией и активно способствовать ее предотвращению, а также безусловно выполнять требования антикоррупционной политики высшего учебного заведения и других антикоррупционных документов, осуществлять свою деятельность прозрачно и добросовестно. и придерживаться высоких этических ценностей и принципов, должны строго соблюдать законность.
ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯК СОТРУДНИКАМ, СТУДЕНТАМ И ДОКТОРАНТАМ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ИХ ОФИЦИАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Статья 11. Правила одежды и внешнего вида в высшем учебном заведении
- Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения должны носить современную одежду, соответствующую их учебе и профессии.
- Сотрудники, студенты и докторанты женского пола высших учебных заведений, не носят прозрачно обнажающую тело, обнажающую плечи, грудь и живот, слишком тесную и выше колен одежду, а также наушники, различные украшения или металлические предметы на различных частях тела, кроме ушей и пальцев, не допускаются в высшее учебное заведение с пирсингом или татуировками на видимой части тела.
- Студенткам следует приходить в вуз в светлых и неярких блузках, юбках ниже колена, классических брюках или костюмах и обуви темного цвета, а также взять с собой необходимые учебные материалы.
- Мужчинам, являющимися сотрудниками, студентами и докторантами высшего учебного заведения, следует приходить в белой, бежевой, светло-коричневой или светло-серой рубашке, брюках или костюме классического покроя, темных туфлях, с ухоженной бородой, лицом и волосами. Также, должны приносить с собой необходимые учебные материалы.
- Сотрудникам, студентам и докторантам рекомендуется одеваться профессионально и соответственно выбранной профессии.
- Сотрудникам, студентам и докторантам запрещается ношение верхней одежды (например, плащей, пальто, курток и головных уборов) в аудитории и служебных помещениях.
- Внешний вид и одежда сотрудников, студентов и докторантов должны быть опрятными и чистыми.
- Также не допускается добавление элементов, отражающих принадлежность к разным религиям и конфессиям и субкультурам на фоне национальностей (кипа, кашая, крест, хиджаб, платок, наматываемый под подбородок, закрывающий основную часть лица и т.п.).
- В выходные дни (суббота и воскресенье) разрешается носить свободный верх (за исключением одежды, прозрачно обнажающей тело, плечи, грудь и живот отражающей принадлежность к разным религиям, конфессиям и субкультурам), (на официальные мероприятия) лица, участвующие в мероприятии, приходят с соблюдением установленного дресс-кода).
Статья 12. Участие в собраниях и собраниях
Во время участия в различных мероприятиях (митингах, торжественных собраниях, праздниках) сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения обязаны относиться к выступающим с уважением, сохранять мир и спокойствие во время мероприятия. При необходимости возможен выход из зала заседаний между выступлениями.
Статья 13. Соблюдайте правила поведения в зданиях
- При входах и выходах из зданий, а также в коридорах студенты должны проходить после сотрудников, мужчин и женщин, а молодежьдолжна проходить после взрослых.
- Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения, приходящие в здание, должны открыто предъявить документ, удостоверяющий личность (путевку, студенческий билет, паспорт и т.п.), ответственному лицу или дежурному, назначенному для контроля входа в зданиеи выхода из него, либо через специально выданное удостоверение личности и фейс-контроль, необходимо пройти через турникеты.
- Сотрудники, студенты и докторанты должны ходить по правой стороне дороги на территории ВУЗа, не должны громко разговаривать по мобильным устройствам в коридорах и залах. Рекомендуется приветствовать друг друга при встрече: учащиеся первыми приветствуют персонал, молодежь первыми приветствует взрослых.
Статья 14. Официальное общение сотрудников, студентов и докторантов
- Сотрудники, студенты и докторанты высшего учебного заведения должны соблюдать следующие нормы и правила официального общения при взаимодействии с организациями и учреждениями, средствами массовой информации и гражданами:
- осуществлять свои действия в интересах Высшего учебного заведения, сохранять и улучшать его имидж, не совершать действий, наносящих вред имени и интересам Высшего учебного заведения, его сотрудников, студентов и докторантов, а также вести себя примерно при общении с ними, переписке в социальных сетях и мессенджерах – создавать максимально положительное впечатление о ВУЗе;
- Не распространять недостоверную или неверно истолкованную информацию о высшем учебном заведении, его сотрудниках, студентах и докторантах, не допускать распространения такой информации, а также не выступать на эту тему публично и в социальных сетях;
- не разглашать информацию о личной жизни сотрудников, студентов и докторантов без их согласия;
- не уточнять информацию о сотрудниках, студентах и докторантах, не связанную с их профессиональной и образовательной деятельностью;
- соблюдать правила предоставления служебной информации;
- предоставить запрашиваемую информацию в соответствии с требованиями достаточности (предельно краткой и в то же время избыточной) и достоверности (не требующей повторной проверки);
- не использовать информацию, полученную при исполнении своих служебных обязанностей, ненадлежащим образом, а также не распространять ее без разрешения руководства Высшего учебного заведения;
- не подвергать необоснованной критике деятельность и профессиональные действия сотрудников, студентов и докторантов в учебном процессе, публичных выступлениях, а также в средствах массовой информации и различных социальных сетях, деятельность органов государственной власти и управления ВУЗа, действия его сотрудников не соответствующие действительности и явно необоснованные не подлежат обсуждению без доказательств, а также не осуждают и не высказывают о них мнения.
Статья 15. Соблюдение рабочего и учебного времени
Сотрудники, студенты и докторанты обязаны приходить на занятия и на работу вовремя, соблюдать трудовую и учебную дисциплину.
Статья 16. Запрет неэтичного и ненадлежащего поведения в высшем учебном заведении
- Категорически запрещается совершать следующие неэтичные и ненадлежащие действия, мешающие студентам и докторантам учиться, а сотрудникам работать в высшем учебном заведении:
- совершение любого правонарушения или преступления, включая клевету, оскорбление;
- потребление и распространение наркотических средств, психотропных, синтетических средств и их аналогов, алкогольной и табачной продукции, вейпов, сигарилл, электронных сигарет и других одурманивающих средств и веществ;
- посягательство на мир или спокойствие, драки, азартные игры или другие игры, основанные на риске;
- причинение материального ущерба высшему образовательному учреждению и морального вреда, негативно влияющего на его деловую репутацию;
- причинение физического, морального или материального вреда работникам, студентам и докторантам;
- завладение, пользование или распоряжение имуществом, материальными ценностями работника, студента, докторанта или иных лиц различными способами, если такое положение оправдано соответствующими основаниями;
- загрязнение каким-либо образом окружающей среды высшего учебного заведения;
- распитие спиртных напитков и курение табака или других видов продукции, а также нахождение в состоянии алкогольного опьянения в зданиях и дворе высшего учебного заведения, а также на территории, прилегающей к зданиям высшего учебного заведения, иметь бороду, отращивать бороду, отращивать волосы в необычном образе или окрашенные в нескольких цветах и не соответствующий дресс-коду;
- подготовка, просмотр, хранение информации, не принадлежащей высшему учебному заведению, а также различных непристойных картинок и фильмов, противоправной информации,пропагандирующих национальную, расовую, этническую, религиозную вражду, экстремистские, сепаратистские и фундаменталистские настроения на принадлежащих им компьютерах в вузе, распределение и приглашение;
- поведение, мешающее учебной деятельности и работе, а также спокойствию сотрудников и обучающихся (непреднамеренное использование радиопередатчиков, телевизоров, мультимедийных и звуковых устройств);
- предоставление ложной информации и документов сотрудниками, студентами и докторантами;
- умышленное изменение или уничтожение документов высшего учебного заведения сотрудниками, студентами и докторантами (смазывание, стирание, добавление дополнительных пометок или повреждение);
- случаи, связанные с нарушением правил и требований, связанных с образовательным процессом, регулируются внутренними положениями об академической честности;
- размещение в сети Интернет и других социальных сетях материалов, не свойственных общечеловеческим и национальным ценностям или наносящих ущерб репутации высшего учебного заведения и его сотрудников, либо использовать их в различных ненадлежащих целях.
- Агрессия со стороны сотрудников, студентов и докторантов, снижающая профессиональную репутацию, ценность и престиж высшего учебного заведения, ведущая к моральному срыву учебного процесса, унижающая честь и достоинство людей, изнасилования и жестокость, вандализм, вызывает межнациональные конфликты, терроризм запрещенной религиозной направленности, экстремизм и фундаментализм, а также запрещается использование и распространение фотографий, видео и аудиозаписей, демонстрирующих непристойные и романтические сцены.
- А также различного рода неправдивые, необоснованные и непроверенные высказывания, которые негативно влияют на репутацию органов государственной власти и управления судебных и правоохранительных органов и других организаций, а также на деятельность высшего учебного заведения, его сотрудников и обучающихся. Вопреки действительности различных видов( разглашение) информации, мнений и взаимоотношений в сети Интернет, социальных сетях, а также других источниках средств массовой информации, распространителях, носителях является неэтичным и ненадлежащим поведением, препятствующим учебе студентов и докторантов, а также работе работника в высшем учебном заведении.
Глава 5. Этические обязательства руководства вуза и процедуры предотвращения конфликтов в профессиональной деятельности
Статья 17. Обязанности руководителя
- Руководство и руководители структурных подразделений (далее - руководители) должны подавать пример высокого профессионализма, объективности, чистоты и справедливости по отношению к своим подчиненным, способствовать созданию позитивной духовно-психологической среды в высшем учебном заведении или его структурные подразделения. Руководитель не должен требовать от подчиненных сотрудников выполнения задач, выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также не должен побуждать их к совершению противоправных действий.
- Руководитель в своей деятельности:
- подбор и расстановка кадров по признакам родства, общественной или личной лояльности, не допускающие дискриминации в трудовых отношениях;
- не допускает возникновения в процессе исполнения своих служебных обязанностей фракционности, местничества, фаворитизма, а также других негативных факторов;
- не грубить, не унижать честь и достоинство людей, не воздействовать на них психологически и физически;
- принимать своевременные меры по предотвращению и регулированию конфликтов интересов;
- принять меры по предотвращению коррупции;
- создать комфортное рабочее место для профессионального и интеллектуального развития сотрудников, свободного использования современных компьютеров, сети Интернет, библиотечного фонда и информационных ресурсов, отдыха и физической подготовки исходя из внутренних возможностей;
- необходимо эффективно организовать деятельность сотрудников,бережно и экономно относиться к вверенному им имуществу и финансовым ресурсам.
- Руководитель несет ответственность за требование и обеспечение соблюдения трудовой дисциплины от подчиненных.
ГЛАВА 6. ТРЕБОВАНИЯВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОТРУДНИКАМИ, СТУДЕНТАМИ И ДОКТОРАНТАМИ
Статья 18. Отношения между сотрудниками, студентами и докторантами
- Отношения между сотрудниками, студентами и докторантами должны строиться на принципах национальных ценностей и традиций, единой коллективной среды, взаимного уважения и внимания, дружбы, солидарности, честности и справедливости.
- В отношениях между сотрудниками, студентами и докторантами строго запрещаются неуважение к человеческому достоинству, дискриминация личности, присвоение чужой интеллектуальной собственности, грубость, использование нецензурных выражений, драка.
- Педагогический коллектив должен предъявлять высокие требования к обучающимся в учебно-воспитательном процессе, уважение к их личности.
Статья 19. Требовния к аудиторным и внеаудиторным взаимоотношениям между преподавателем и студентом
- Когда преподаватель входит в аудиторию, все учащиеся должны встать и отдать честь, а затем занять свои места, когда преподаватель поприветствует и разрешит им сесть. Когда преподаватель покидает помещение после окончания урока, обучающиеся должны встать и следовать за ним.
- Педагогический персонал должен уважать личность обучающихся в образовательном процессе и в других ситуациях, следовать принципам открытости и доброжелательности в обращении с ними, беспристрастно выполнять свои обязанности в процессе обучения, дискриминировать обучающихся, использовать грубые слова, быть высокомерным и всезнающим, необходимо вообще не использовать формы подхода, всегда быть честным и беспристрастным по отношению к ним.
- Педагогический состав должен отвечать на вопросы студентов по интересующим предметам или курсам во внеурочное время, соблюдая этические нормы, и принимать меры для повышения их интереса и страсти к науке.
Статья 20. Не допускаются академические преследования и притеснения
В жизни высшего учебного заведения при обращении руководства или педагогического работника к студентам с целью привлечения их к определенной работе без их согласия, использование их рабочей силы без оплаты, отказ обучающихся от такого требования, что могло бы привести к тому, что педагогический работник в будущем поставит ему низкую оценку за урок или иные виды давления. Заперещено академическое притеснениеи оно строго осуждается. (за исключением случаев, когда добровольные субботники и другие виды мероприятий организуются в высшем учебном заведении и других прикрепленных к нему помещениях при строгом соблюдении норм безопасности по соответствующему решению Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров )
Статья 21. Использование мобильных устройств
Использование мобильных телефонов во время занятий всем строго запрещено. Использование мобильных устройств связи может быть разрешено только с разрешения педагога в необходимых и обоснованных случаях.
Статья 22. Участие на уроке
- Студентам не разрешается опаздывать на занятия. Однако учащийся, опоздавший на урок по уважительной причине, может войти в аудиторию и занять свое место с разрешения педагога.
- Педагогический работник должен уведомить декана факультета о студенте, срывающем занятия своими неадекватными действиями.
- (в случае отсутствия его на месте, заместителя декана или тьютора группы) может быть исключен из учебной аудитории.
Статья 23. Внеаудиторное общение
- Если у студента возникает потребность в общении с педагогом вне занятий, то общение:
- Консультации, самостоятельная работа могут проводиться в установленное время по взаимному согласию;
- Студенту желательно знать должность, имя, отчество и фамилию педагога, с которым он хочет общаться.
- В случаях, когда имеются обоснованные серьезные причины (хамство, жадность, низкое качество уроков, свидетельства регулярных перерывов на занятиях по вине педагога и т.п.) и единогласное мнение группы (курса), обучающиеся могут обратиться к декану факультета с просьбой о замене педагога.
Статья 24. Подчинение
Обращения сотрудников, студентов и докторантов к руководящему составу по любому вопросу организуются на основе определенной процедуры (принципа субординации), т. е. поэтапного доступа к уровням руководства. Исключаются случаи прямого обращения обучающихся к ректору высшего учебного заведения.
Статья 25. Инициатива и активность
Поощряются инициативы и идеи сотрудников, студентов и докторантов по дальнейшему улучшению духовно-нравственной среды в вузе, повышению качества образования, эффективному использованию инновационных идей, организации различных полезных мероприятий.
Глава 7. Этические обязательства сотрудников, студентов и докторантов
Статья 26. Этические обязательства
- Лица, поступающие в высшие учебные заведения на учебу или работу, должны быть ознакомлены с настоящим Кодексом в письменной форме (подписью).
- Сотрудники, студенты и докторанты:
- соблюдать требования законодательства и настоящего Кодекса;
- глубоко понимать благородные качества, такие как постоянное стремление к совершенству, жить честно и справедливо;
- уважать наши национальные моральные традиции, обычаи и ценности;
- постоянно работать над ними и регулярно изучать принимаемые правовые документы;
- добросовестно и профессионально выполнять свои обязанности;
- воздерживаться от любых действий, бросающих тень на репутацию и авторитет высшего учебного заведения;
- не использовать информацию о высшем учебном заведении в целях нанесения вреда его интересам и деловой репутации;
- бережное обращение с имуществом высшего учебного заведения (движимое и недвижимое имущество, растительный и животный мир и т.п.), в том числе правильное и экономное использование материального оснащения, предоставленного для выполнения служебных обязанностей;
- экономное использование электроэнергии и воды;
- в случае возникновения какого-либо неприятного происшествия или инцидента немедленно сообщить об этом руководству высшего учебного заведения;
- соблюдать указанные ограничения и запреты, без отклонений исполнять свои обязанности, не обсуждать личные и семейные проблемы сотрудников, студентов и докторантов независимо от их пола, расы, национальности, языка, религиозных убеждений, социального происхождения и положения. и другие характеристики, чтобы не допускать недооценки и дискриминации;
- не организовывать и не распространять различные подстрекательства, заговоры, сплетни и клевету в отношении сотрудников, студентов и докторантов, а также других лиц;
- избегать спорных ситуаций, наносящих ущерб деловой репутации или престижу высшего учебного заведения;
- не причинять умышленного вреда усилиям сотрудников, студентов и докторантов в трудовом и учебном процессе;
- не совершать действий, унижающих честь и достоинство женщин, не грубить, не употреблять нецензурные слова, выражающиеся в пренебрежении общепринятыми правилами поведения во взаимоотношениях;
- своевременное и качественное исполнение решений (заданий), принятых (данных) государственными органами и должностными лицами, а также руководством высшего образовательного учреждения в пределах своих полномочий;
- не злоупотреблять своим положением ради личной выгоды и выгоды других;
- говорить правду, не вводить в заблуждение руководителей и других сотрудников;
- не устанавливать различные рекламные инструменты без разрешения уполномоченного персонала;
- принимать все меры для обеспечения сохранности и конфиденциальности сведений, известных им в процессе их профессиональной деятельности, за их разглашение они несут ответственность в порядке, установленном законодательством;
- вести здоровый образ жизни и заботиться о здоровье окружающих людей, поддерживать рост эстетической и экологической культуры;
- выражать критические мнения и принимать объективные решения, понимать и устранять свои ошибки и недостатки;
- не намеренно выставлять напоказ свое финансовое благополучие различными способами;
- Быть вежливым с сотрудниками информационно-ресурсного центра, бережно обращаться с книгами и оборудованием, выключать или переводить мобильные устройства связи в беззвучный режим, не разговаривать громко и не мешать окружающим, не употреблять пищу, не оставлять бумагу, жевательную резинку и другой мусор, соблюдать порядок приема и сдачи книг;
- входить в спортивный комплекс в спортивной одежде и обуви;
- быть осторожным со спортивным инвентарем;
- после тренировки возвращать спортивный инвентарь в установленные места;
- соблюдать установленные процедуры спортивного комплекса;
- поддерживать чистоту в аудиториях, зданиях и территории, прилегающей к зданиям высшего учебного заведения;
- не загрязнять территорию, выбрасывать отходы в специальные контейнеры, размещенные в помещении;
- не оставлять личный автомобиль в запрещенном месте, не нарушать правила дорожного движения и пренебрегать (халатностью), а также не создавать опасности при использовании транспортных средств;
- вне работы (учебы) они обязаны соблюдать общепринятые нормы этикета, избегать асоциального поведения.
Статья 27. Дополнительные этические требования
а) студенты:
- постоянно совершенствовать культуру речи;
- активно поддерживать и укреплять систему самоуправления студентов, развивать творческую деятельность и воспитывать коллективную культуру;
- не обсуждать с педагогом оценки других учеников;
- не получать помощь со стороны, не оказывать помощь другим лицам во время процедуры защиты письменных работ и рейтингового контроля;
- не подавать задания и письменные работы, подготовленные другими лицами от своего имени;
- не пропускать и не опаздывать на занятия без причины;
- не слоняться по территории высшего учебного заведения во время учебных занятий;
- во время занятий не покидать территорию ВУЗа без разрешения деканов факультетов и заведующего отдела магистратуры;
- не грубить работникам и преподавателям высшего учебного заведения, не спорить с ними, сообщать соответствующим лицам, если они несправедливы, не задавать неуместных вопросов о личной жизни преподавателей, не питать к ним вражды;
- в случае возникновения конфликтной ситуации с сотрудником, студентом или докторантом, контролировать свои эмоции и для её рассмотрения обращаться в соответствующий отдел( (тьютор группы), декан, первичная организация Союза молодежи Узбекистана, Центр духовности и просветительства , студенческий совет);
- быть активным, внимательным в учебном процессе и строго следовать указаниям педагога;
- не разговаривать во время урока и не заниматься деятельностью, не связанной с уроком;
- бережно относиться к технике, не писать на столах и стульях;
- не оставлять в помещениях бумагу, жевательную резинку и другие ненужные вещи;
- не есть, не жевать жвачку во время занятий, а также пользоваться персональным компьютером и другими средствами связи только с разрешения педагога;
- обращаться к педагогу с вопросом или просьбой во время занятия и после получения разрешения;
- соблюдать порядок очереди и установленные правила при заказе и получении еды в местах общественного питания;
- строго соблюдать правила внутреннего распорядка студенческого общежития;
- в интересах общественной безопасности по возможности приезжать в высшее учебное заведение на общественном транспорте;
б) сотрудники:
- соблюдать дисциплину на месте работы и правила внутреннего распорядка высшего учебного заведения;
- покидать свое место работы в состоянии, соответствующем требованиям перед отпуском или при расторжении трудового договора, не передавать оргтехнику и другие материалы, порученные вам, но еще не выполненные задачи другому лицу;
- при общении по телефону необходимо соблюдать правила культуры общения и подачи информации (в том числе, прежде всего, начать разговор с официального приветствия, затем необходимо назвать учреждение службы, должность, имя и фамилию) затем перейти к цели, предоставляемая информация должна быть максимально краткой, лаконичной и понятной, поскольку поиск запрашиваемой информации осуществляется во время разговора, резервирование телефонной сети не допускается, при необходимостиможно перезвонить);
- воспитывать молодежь в духе патриотизма;
- формировать среди молодежи здоровый образ жизни, предупреждать ее о пагубах алкоголизма и наркомании, различных других смертельных угрозах и чуждых нам экстремистских воздействиях, нападках «массовая культура»;
- поддерживать духовно-нравственное воспитание студентов и развитие эффективных форм и методов воспитательной работы;
- не совершать действий, вызывающих сомнения в добросовестном исполнении своих служебных обязанностей, не обсуждать со студентами профессиональные и личные недостатки своих коллег;
- не выставлять за дверь студентов с занятий за опоздание на занятия или по другим причинам, а также не угрожать исключением студента из числа студентов высшего учебного заведения (отстранение от курса) или принуждать студента отстраниться от учебы, что повлечет за собой необоснованное исключение из студенческих рядов (отстранение от курса на курс);
- не совершать неправомерных действий, унижающих честь и достоинство обучающихся, таких как притеснения, издевательства и насилие;
- не проявлять враждебности по отношению к студенту;
- в академической группе (курсе) выполняют такие требования, как предоставление деканам факультетов письменной информации об общекультурной ситуации поведения студентов, в необходимых случаях о необходимости принятия мер воздействия.
Глава 8. Поощрение и порядок принятия мер
Статья 28. Мотивация сотрудников и студентов
В течение учебного года сотрудники и обучающиеся, полностью соблюдающие настоящий Кодекс, внесшие вклад в создание и укрепление высокой морально-этической среды в высшем учебном заведении, по рекомендации руководства могут быть материально или морально поощрены, деканами факультетов, заведующиеми кафедрами и другими структурными подразделениями.
Статья 29. Аттестация по соблюдениюКодекса и её важность для других процессов
Соблюдение работниками настоящего кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для назначения на высшие и другие должности (карьерный рост).
Статья 30. Ответственность за нарушение положений Кодекса
Нарушение положений настоящего Кодекса работником, студентом и докторантом высшего образовательного учреждения служит основанием для привлечения его к ответственности в установленном порядке.
Статья 31. Взаимодействие Кодекса и внутренних процедур
При нарушении работниками, студентами и докторантами положений настоящего Кодекса к ним применяются меры, предусмотренные главой VII (ответственность за нарушение трудовой и учебной дисциплины) правил внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения.
Глава 9. Организация комиссии по этике
Статья 32. Комиссия по этике
- Как правило, вопросы, связанные с нарушениями норм настоящего Кодекса работниками, студентами и докторантами, могут рассматриваться Комиссией по этике.
- Также комиссия по этике, согласноправилу, по заданию ректора вуза;
- по результатам служебной проверки;
- по собственной инициативе;
- высшее учебное заведение может рассматривать такие вопросы на основании информации, полученной от сотрудников, студентов и докторантов, а также по каналам связи высшего учебного заведения.
- Комиссия по этике формируется в составе не менее 5 человек. Цель, задачи, функции и другиевопросы связанные с организацией Комиссии по этике, утверждаются ректором высшего учебного заведения.
Статья 33. Заключение Комиссии по этике
- По результатам рассмотрения нарушений Кодекса поведения комиссией по этике делается вывод о наличии (отсутствии) дисциплинарных или иных правовых нарушений . При этом ректору вуза вносится предложение о привлечении к ответственности провинившегося сотрудника, студента и докторанта. Учитывая характер нарушения разрешенного правила, комиссия по этике может ограничиться предупреждением о нарушении Кодекса этики в отношении работника, студента и докторанта.
- Проект приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности работника, студента и докторанта, не соблюдающего кодекс этики, подготавливается деканами факультета и аспирантуры (в отношении студентов), отделом кадров(в отношениисотрудников и докторантов).
- Сотрудники, студенты и докторанты имеют право получать информацию о допущенном ими нарушении правила, порядке рассмотрения нарушения правила и представлять доказательства в целях самообороны, а также обжаловать решения высшего учебного заведения в установленном порядке.
Статья 34. Общественный контроль
В целях обеспечения общественного контроля за поведением работника, студента или докторанта предусмотрена практика обсуждения случаев несоблюдения настоящего Кодекса в профсоюзном комитете, консультативных советах по делам женщин и первичной организации Союза молодежи Узбекистана.
Глава 10. Последнее правило
Статья 35. Вступление Кодекса в силу, изменения и Дополнения к нему
Настоящий Кодекс вступает в силу после утверждения Советом высшего учебного заведения, по решению Совета высшего учебного заведения в него вносятся изменения и дополнения.