Doktor axborotnomasi 2024, №3 (115)
Subject of the article
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ (16-19)
Authors
М. А. Артыкова, С. К. Авезов
Institution
Бухарский государственный медицинский институт, Бухара, Узбекистан
Abstract
В структуре детской заболеваемости травма занимает одно из первых мест и почти в половине её случа ев это черепно-мозговая травма (ЧМТ), от которой очень высок процент смертности. Когнитивные расстрой ства, как последствия ЧМТ, многообразны и являются отражением патологии острого периода, либо выявля ются впервые. Основными видами нарушений интеллектуального развития у детей после ЧМТ являются ум ственная отсталость различной степени тяжести и пограничные формы интеллектуальной недостаточности: более легкие, в значительной степени, обратимые нарушения познавательной деятельности, задержка психи ческого развития и умственная отсталость (олигофрения). Важное значение имеет своевременная диагностика когнитивных нарушений у этих детей с помощью теста Равена - стандартные прогрессивные матрицы (SPM). Цель исследования - определить интеллектуальное состояние детей в зависимости от периода и тяжести тече ния ЧМТ. Были обследованы 125 детей, перенесшие ЧМТ: сотрясения головного мозга, его ушибы легкой и средней степени тяжести, находившиеся на лечении в отделении хирургического повреждения детского воз раста Бухарского филиала РНЦЭМП в возрасте 6-9 лет. Показано, что у больных с задержкой психомоторного развития (ЗПР) интеллектуальный уровень намного ниже нормы – в 1,2-2 раза. Ещё большее отставание ум ственного развития у детей оценивается как олигофрения. Наиболее высокие оценки интеллектуальной функ ции у детей, более старшего возраста в отдаленном периоде ЧМТ. При ЧМТ ликворо-динамические наруше ния приводят к ишемически-гипоксическому состоянию головного мозга, а в последствии страдает познава тельная деятельность ребёнка. У детей с ЧМТ в промежуточном периоде интеллектуальные нарушения гораз до более выражены, чем в отдаленном периоде (P<0,05).
Key words
черепно-мозговая травма, когнитивные расстройства, тест Равена.
Literature
1. Артарян А.А., Банин А.В, Гаевый О.В. Клиническая классификация черепно-мозговой травмы у детей // Методические рекомендации. М., 1991: 17. 2. Артыкова М.А., Авезов С.К. Клинические особенности у детей перенесших черепно-мозговую травму лег кой и средней степени тяжести//Неврология. – Ташкент, 4(88), 2021. –С.47. 3. Артыкова М.А., Авезов С.К. Реабилитационные аспекты и педагогическая помощь родителям детей с че репно-мозговой травмой//Журн. теоретической и клинической медицины,- Ташкент, №3, 2022. –С.19-26. 4. Валиуллина С. А., Рошаль Л. М., Альбицкий Е. В. и др. Черепно-мозговая травма у детей: эпидемиологи ческие и социальные особенности. В кн.: Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очер ки. Под. ред. В. Ю. Альбицкого. М., 2012. 5. Переслени Л.И., Чупров Л.Ф., Варапаев М.В., Тутрин А.Ю. Использоание матриц Дж. Равена в экспери ментальных и диагностических целях: Методические рекомендации. - Абакан, 1990. - 41с. 6. Artykova M.A, Avezov S.K. Clinical And Neurological Features And Liquorodynamic Disorders In Traumatic Brain Injury In Children //Scopus. Turkish Journal of Physiotherapy and Rehabilitation; 32(3).2021.-Р. 33679 – 33684. 7. Artykova M.A, Avezov S.K. Features of Epidemiology and pathogenetic aspects of traumatic brain ingury in chil dren //Research journal of trauma and disability studies / ISSN 2720-6866,-Vol.2 No. 11 (2023). 8. Beynel L, Powers JP, Appelbaum LG. Effects of repetitive transcranial magneticstimulation on resting-state con nectivity: a systematic review. Neuroimage.2020;211:116596. 9. Han K, Chapman SB, Krawczyk DC. Cognitive training reorganizes network modularityin traumatic brain injury. Neurorehabil Neural Repair. 2020;34(1):26–38. 10. Kletzel S, Aaronson A, Guernon A, et al. (2020) Safety considerations for the use oftranscranial magnetic stimula tion as treatment for coma recovery in people with severetraumatic brain injury. J Head Trauma Rehabil. 2020;35 (6):430–438.