Биология ва тиббиёт муаммолари 2024 №5 (156)
Maqola mavzusi
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТРАВМ У ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПАДЕНИЯМИ ИЗ ДВИЖУЩИХСЯ СОВРЕМЕННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (232-237)
Mualliflar
Камалов Шерзод Шукуралиевич, Индиаминов Сайит Индиаминович
Muassasa
Ташкентский областной филиал Республиканского научно-практического центра судебно-медицинской эксперти-зы министерства здравоохранения Республики Узбекистан, г. Ташкент
Annotatsiya
Цель исследования – выявление характера, топографии, объёма и морфологических особенностей травм у лиц, возникших в результате выпадения из движущихся современных автотранспортных средств. Материалы и методы исследования: Иссле-дования проведены в нижеследующих 2-х группах на-блюдений: 1- по результатам судебно-медицинской экспертизы в отношении трупов 12-ти лиц, погибших в результате выпадения из движущихся современных легковых автомобилей Shevrolette-Daewoo-Uz. Среди которых пассажиры – 11 и 1 водитель – 1, возраст погибших от 13 до 68 лет; 2- по результатам судебно-медицинских экспертиз трупов 14 лиц, погибших в результате выпадения из кузова (борта) и салона грузо-пассажирского транспортного средства. Среди погибших лиц мужчины – 12, женщины -2. Возраст пострадавших от 7 до 73 лет. Результаты: При выпа-дениях из салона движущихся современных легковых автомобилей в основном возникают тяжёлые травмы головы, в ряде случаев сопровождавшиеся линейными переломами костей черепа и тяжёлыми ушибами моз-га, могут наблюдаться и повреждения структур гру-ди. На теле у лиц, пострадавших от выпадений из ку-зова, борта и салона движущихся современных грузо-пассажирских транспортных средств почти всегда формируется тяжёлая черепно-мозговая травма с переломами костей черепа, которая нередко сочета-ется с повреждениями структур грудной клетки. По-вреждения других частей тела, например позвоночни-ка и конечностей определяются в меньшей степени. Выводы: Механизм травм при выпадениях людей из кузова, борта и салона современных автотранспорт-ных средств обычно складывается из 2-х фаз – паде-ние и соударение частей тела (чаще всего головы) с дорожным покрытием (1-я фаза) и продвижение тела по нему (2-я фаза). Однако, при выпадении людей из салона движущихся современных легковых автомоби-лей может и наблюдаться 3-я фаза – скольжение либо переворачивание тела на грунте.
Kalit so'zlar
автомобильная травма; выпадения из салона (кузова); характер и морфология травмы; диагностика; механизм.
Adabiyotlar
1. Доклад ВОЗ “ Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире. 28 октября 2021 ВОЗ”; 2. Ковалёв А.В., Момат Д.В., Самоходская А.В., Забродский Я.Д. 2020; “Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях с учётом современного развития систем безопасности транспортных средств. Судебно-медицинская экспертиза. 2020”; 3. Науменко В.Г., Герсамия Г.К., 1977; Автомобильная травма. «Судебно-медицинская травматология» под ред. Громова А.П., Науменко В.Г., М., «Медицина», 1977, с.229-259.; 4. Павленко В.Е., Крупина А.А., Манишин А.Н., Шадымов М.А., Решетов А.В., Фоминых С.А., 2019; Автомобильная травма: проблемы диагностики; анализ экспертиз по г. Барнаулу (2012-2017гг). Бюллетень медицинской науки, №4(16), 2019, с.37-39.; 5. Попов В.Л., Ковалёв А.В., Ягмуров О.Д., Толмачёв И.А., Судебная медицина. Спб. Изд. «Юридический центр», 2016, с.266-289. 6. Солохин A.A., Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы. Медицина 1968. – 227 с. 7. Чучко В.А., Семёнов В.В., Тетюев A.M., Доморатская Т.Л., Некоторые вопросы биомеханики при выпадении человека из кузова движущегося автомобиля. Судебная экспертиза Беларуси. 1(10), 2020, с.43-47.